Выходите на новое место работы?

Адаптация на новой работе — это всегда стресс: новая должность, новый офис, новые коллеги и начальство… И у вас есть испытательный срок, от которого зависит, останетесь ли вы работать в компании или нет! И вам надо показать себя с лучшей стороны, как профессионала в своей области. Ну и, конечно же, вам кажется, что все на вас косятся, и не известно, что думают о вас новые коллеги, и вообще вам хочется стать невидимкой, верно? Ситуация не из приятных, но вам надо выйти из нее с наименьшими потерями нервных клеток.

Конечно, напряжения не избежать, но можно сохранить большую часть своего душевного здоровья.
Помните самое главное: именно вас, а не кого-то из других 5/10/15 претендентов взяли на работу, а это значит, что вы – профессионал.
Быстрая и успешная адаптация зависит от вас, от вашего руководителя и от HR-ра. Собственно говоря, я считаю, что грамотная адаптация нового сотрудника это одна из HR-задач.

По своему опыту скажу, что к моменту выхода нового сотрудника на работу, у меня всегда готов для него адаптационный план, в котором по дням и часам были прописаны шаги «новобранца» на период испытательного срока, т.е. кто-когда-что объясняет/показывает/передает новому сотруднику. Да, процесс подготовки такого плана занимает много времени, но руководители признают, что это способствует тому, что сотрудник быстрее «входит в должность», т.е. начинает эффективно работать и приносить пользу компании.

Я долго думала, как обобщить и преподнести вам информацию — особенно тем, для кого это сейчас особенно актуально. В итоге решила просто перечислить пункты, которые я, в первую очередь, считаю важными для себя, и ту информацию, которую я получаю в виде обратной связи от новых сотрудников и руководителей. Особой иерархии или важности в пунктах нет – пусть каждый для себя определяет их значимость.
Нужно признать, что управленческие компетенции у современных руководителей недостаточно развиты, поэтому если какие-то из перечисленных пунктов для вас очень важны, а руководитель бездействует – я предлагаю вам самим проявлять инициативу!

Итак:
Для начала, некоторые моменты, которые я категорически призываю вас прояснять и осуществлять еще на стадии первичного знакомства (собеседования) с работодателем:
• график работы: начало работы / окончание / перерывы / система учета рабочего времени;
• стиль одежды и форма общения;
• структура отдела и распределение обязанностей между коллегами;
• подчинение и прочая иерархия;
• и, собственно говоря, самое важное: ваши непосредственные должностные обязанности, цели и задачи, в том числе те, по которым будут оценивать успешность прохождения вами испытательного срока!
• а еще я люблю на собеседовании показывать офис, — иногда провожу экскурсию кандидатам ))

А теперь основное:
• Побольше улыбайтесь ) Людей это раздражает (я шучу)))) А на самом деле улыбка — это возможность достойно выйти из любой ситуации.
• Не опаздывайте! Но на всякий случай обязательно в первый же день узнайте телефон руководителя и HR-ра, чтобы было кого предупредить в случае чего.
• В первое время у вас будет огромный поток информации: имена, фамилии, должности, пароли, явки. Лучше все записывать!
• Непосредственный начальник должен провести вас по офису и познакомить с коллегами, сообщая им краткую информацию о том, чем вы будете заниматься в компании.
• Новых коллег много, а вы – один (одна): когда кто-то представляется, можно сказать в ответ: я только приступил(а) к работе — простите, если я не сразу вас запомню ))
• Здоровайтесь со всеми – особенно если вы зашли на кухню за кофе: знакомьтесь с коллегами.
• Уточните у HR-ра или секретаря расположение стратегически важных объектов, чтобы потом не бегать с выпученными глазами ))
• Не забывайте улыбаться )))
• Узнайте структуру компании и отдела – и в первую очередь надо познакомиться с коллегами, с кем придется непосредственно сталкиваться по работе.
• Не стремитесь выглядеть супер-профессионалом, т.е. не давайте советов как и что делать – лучше сами попросите что-нибудь прояснить или посоветуйтесь как лучше сделать и как это принято в компании. Даже если вас взяли на работу для того, чтобы радикально изменить налаженные процессы и процедуры – всему свое время.
• Общайтесь с коллегами на тему хобби – вдруг вы найдете фанатов настольного тенниса или сиамских кошек – увлечения сближают быстрее рабочих будней ) А вдруг вы живете в соседних домах?))
• Обращайтесь за помощью и спрашивайте в случае сомнений, чтобы не допустить ошибку. Если же вы ошиблись – начальство должно это узнать от вас, а не от коллег. И не оправдывайтесь – лучше предложите решение.
• Больше слушайте и меньше говорите – произведете впечатление умного и внимательного человека ))
• Избегайте сплетен и рассказов о своей личной жизни: тут комментарии излишни.
• Сведите к минимуму беседы по телефону, перекуры, кофе-паузы, общение в социальных сетях и личную переписку.
• Получайте обратную связь от руководителя относительно ваших успехов: во время испытательного срока лучше это делать раз в неделю. Если руководитель этого не делает – обязательно предлагайте сами! Как часто я узнаю, что сотрудника увольняют через 1.5-2 месяца, потому что он что-то «не так» сделал, а он и не знал вовсе… а руководитель считал, что сотрудник сам все должен знать.
• Составляйте для себя ежедневные отчеты о том, что вы сделали/прочитали/узнали – собственно говоря, эти темы вы и должны обсуждать с руководителем во время ваших встреч.

Помните, что сначала человек работает на репутацию, а потом уже его репутация работает на него!